Сегодня предприниматели всё чаще задаются вопросом, как создать личный бренд, чтобы он стал эффективным инструментом продвижения не только товаров и услуг, но и собственного имени, а также связанной с ним деловой репутации. Особенно это актуально для сфер деятельности, основанных на личном участии. Дизайн интерьеров, образование, спорт, медицина и косметология, услуги юриста и риэлтора, львиная доля фриланса так или иначе предполагают, что за ними стоит конкретный человек.
Персональный бренд – бесспорно, очень личная история успеха, раскрывающая наряду с профессиональными компетенциями многие человеческие стороны вашей жизни: черты характера, ценностные ориентиры и установки, увлечения, хобби и др. Нужно быть готовым к тому, что для достижения конечного результата потребуется время и запас «стратегического терпения» и целеустремлённости.
Подходов к личному брендингу существует предостаточно, так же как и вопросов к их эффективности. Чтобы понимать, какие шаги необходимо сделать, вооружимся системным (и критическим!) мышлением и представим процесс создания персонального бренда в виде чёткого плана действий.
Недаром этот шаг в нашем списке стоит первым. Он будет отправной точкой для всех последующих этапов работы.
Чтобы создать личный бренд, придётся выбрать в широком поле вашей сферы деятельности конкретное направление, т.е. бизнес-нишу, которую вы бы хотели занять. Дальше начинается самое интересное. Есть счастливчики, которые интуитивно понимают, в какой плоскости лежит их профессиональный или бизнес-интерес, и уверенно идут по этому пути.
К сожалению, большинство стартаперов пребывают в сомнениях и вынуждены тратить слишком много времени на определение нужного направления. Чем в таком случае можно помочь? Предложим несколько идей по поиску ниши:
После того, как вы определитесь с нишей, наступает время сделать следующий шаг.
Не пренебрегайте этим шагом, понадеявшись на то, что вы идёте своим особенным путём и не зависите от окружения. Внимательно ознакомьтесь с предложениями конкурентов в данной отрасли. Так вы будете лучше представлять:
Наверняка вы обнаружите парочку интересных для себя примеров личных брендов (если таковых не окажется – обязательно прочитайте нашу статью). Попробуйте мысленно проследить их путь, представьте себя на их месте. Подумайте, с чего бы вы могли начать работу по персональному брендингу? Определенно, у вас сразу возникнет много идей относительно того, как создать личный бренд.
На этом этапе придётся попотеть на ниве умственного труда – посвятить время большой аналитической работе, направленной на выявление ожиданий и их соотнесение с имеющимися в вашем арсенале возможностями. Вам понадобятся несколько листов бумаги, ручка и полное погружение в процесс творческого анализа. Главное условие – быть честным с самим собой и давать исчерпывающие ответы на следующие вопросы.
Рассмотрим пункты более подробно.
Вопрос «Для чего мне нужен личный бренд?» связан с целеполаганием. Возможно, на данном этапе вы вообще придёте к мысли, что пока эта тема не для вас, или сосредоточите ресурсы на развитии компании. Такое случается, хотя и редко. Чтобы лучше разобраться в необходимости персонального бренда конкретно в вашем случае, советуем взять на вооружение статью «Зачем нужен личный бренд«.
Следующий важный пункт – определить целевую аудиторию (ЦА). Хотим предложить вам подумать в двух направлениях: о клиентах реальных и потенциальных. С реальными всё просто. Достаточно вспомнить людей, с которыми вам приходилось работать в последнее время (их примерный возраст, пол, социальный статус, материальное положение, сфера деятельности – всё то, что поможет создать их «портрет», некий собирательный образ). Разделите лист бумаги на две части и в виде тезисов запишите информацию в левом столбце. Насколько вы были довольны сотрудничеством? В чём заключалось ваше участие? Теперь представьте себе потенциального, можно сказать «идеального», клиента: какими характеристиками он обладает? Чем вы можете быть ему полезны? Запишите это в правом столбце. Сравните информацию слева и справа, подумайте, что вам нужно для того, чтобы стать привлекательным для «идеального» клиента, не растеряв при этом проверенную целевую аудиторию?
Попробуйте сформулировать, чем вы выгодно отличаетесь от конкурентов.
Если вы задумываетесь о том, как создать личный бренд, обязательно проведите аудит своей ресурсной базы. Попробуйте сформулировать, чем вы выгодно отличаетесь от конкурентов. Обычно под ресурсами понимают:
Сегодня все активно говорят о так называемых «hard skills» и «soft skills». Эти навыки одинаково важны, но различаются между собой:
Запишите, что вы знаете и умеете, на своём листе бумаги. Подумайте, как можно монетизировать имеющиеся и прокачать недостающие навыки?
И, наконец, определение точек роста. В этом пункте нужно постараться максимально честно ответить себе, в чём ваши сильные и слабые стороны. Сильные – пусть будут вашей опорой, а слабые тоже можно заставить работать на вас, если к этому грамотно подойти (например, восполнить пробелы в каком-либо навыке с помощью обучающих курсов).
Это шаг к дальнейшему самоопределению, когда вы отвечаете на вопрос: «Кто я?». Запомните (а лучше – запишите) свои мысли, поработайте над их более точной формулировкой. Пусть это станет девизом вашего персонального бренда.
От того, как именно вы позиционируете личный бренд, зависит, какой тип презентации вы выберете. Кому-то больше по душе эмоциональные послания, они более живые и непосредственные. Кто-то, наоборот, предпочитает обращаться к доводам разума, используя рациональный канал восприятия своей ЦА. Можно даже попробовать использовать оба канала, но это потребует большого мастерства.
Ещё один вопрос, который должен быть решён в рамках этого шага, – коммуникации с аудиторией (в онлайн-формате и в офлайне). Заранее продумайте, с помощью каких ресурсов (сайтов, социальных сетей, СМИ и т.д.) вы планируете продвигать личный бренд. Используйте для его рекламы все доступные вам средства и площадки.
Если до этого шага вы думали, как создать личный бренд, с точки зрения содержания, то теперь настало время «обернуть» его в красивую упаковку.
Невозможно представить личный бренд без соответствующего визуального оформления, которое призвано гармонично дополнять смысловую часть. В таком деле не может быть мелочей, поэтому всё: и логотип, и фирменный стиль, и цветовое сопровождение – призваны вызвать интерес и создать у ЦА определённое впечатление о вашем личном бренде, а в идеале – побудить к конкретным действиям (ознакомиться с продукцией, выйти с вами на контакт и т.д.).
Кроме того, вам стоит подумать о создании гайдлайна и конкретизировать все носители фирменного стиля, будь то стиль сайта, электронная подпись, визитка и др. Если вы обладаете соответствующими компетенциями, то можете заняться разработкой визуального оформления самостоятельно или обратиться к нам в I-am-Brand.
После того, как предыдущие этапы благополучно пройдены, можно приступать к созданию коммерческого предложения. Чтобы основная цель – привлечение как можно большего числа клиентов и достойная оплата ваших трудов – была достигнута, не забывайте о необходимости преподнести себя в самом выгодном свете. Основываясь на персональной бренд-платформе перечислите наиболее удачные кейсы, используйте фирменный стиль и другие средства визуализации, и тогда потенциальному клиенту будет проще обратить на вас внимание и сделать выбор в вашу пользу.
До этого мы в основном говорили о том, как создать личный бренд. Теперь посмотрим на вас. Не забывайте о психологическом аспекте создания персонального бренда, точнее, о вашем имидже, который складывается из нескольких важных моментов:
Здесь также не обойтись без определённых правил. Если вы отдаёте предпочтение личным встречам с клиентами, то заранее продумайте, как будет выглядеть ваш кабинет: на какие зоны он будет поделён, его цветовую гамму, стиль и предметы интерьера. Станьте живой рекламой для посетителей. Им буквально с порога должно быть понятно, к кому они пришли, и что в итоге получат.
Создание личного бренда, прежде всего, опирается на вас, как его главном создателе и вдохновителе. Но в одиночку справиться со всеми задачами вряд ли получится. Вам потребуется команда единомышленников, которой вы могли бы делегировать часть своих полномочий. Конечно, все члены команды должны «смотреть в одном направлении», чтобы на выходе получился действительно впечатляющий результат.
Если вы дошли до этого шага, примите поздравления – основная часть работы уже выполнена. У вас есть понимание концепции вашего личного бренда, смысловая и визуальная части смогли найти общий язык, даже чёткий план действий имеется. Сейчас самое время мобилизовать все свои ресурсы и начать методичную работу по воплощению намеченных шагов в жизнь. Пусть дисциплина станет вашей надёжной опорой, потому что велик риск где-то «дать слабину»: сорвать сроки, забыть о важной встрече, да и вообще – просто расхотеть что-либо делать.
Не забывайте о своей команде единомышленников. Станьте для них путеводной звездой и мотивирующим руководителем. У вас всё получится!