Продвижение личного бренда начинается с определения целевой аудитории. Как это сделать правильно, читайте в нашей статье.
Термин «целевая аудитория» знаком многим, даже далёким от сферы продаж, людям. Так обычно обозначают группу пользователей, которой в первую очередь адресованы рекламные мероприятия, проводимые брендом. Можно сказать, что целевая аудитория (ЦА) – это основные потребители ваших товаров и услуг, с помощью которых они удовлетворяют свои запросы. Такое «сотрудничество» происходит на взаимовыгодных условиях: рекламодатель нуждается в потенциальных покупателях, а те – в его продукции. Когда они находят друг друга, все счастливы.
В то же время непонимание своей аудитории существенно увеличивает расходы, а может поставить под удар всю рекламную кампанию. Особенно важно для продвижения личного бренда определиться с целевой аудиторией. Почему? Разберём на примере.
Предположим, что вы – начинающий визажист и планируете выезжать на дом к клиенту. Первым шагом в вашем продвижении должен стать поиск людей, максимально заинтересованных в такого рода услугах. Для привлечения новых клиентов целесообразно провести анализ, на основе которого можно выделить основные сегменты аудитории (преимущественно женской):
• невесты и их мамы;
• девушки, собирающиеся на торжественные мероприятия, праздники, вечеринки;
• участницы фотосессий и т.д.
Далее с этой информацией нужно организовать работу: наладить коммуникацию с теми, кто составляет вашу целевую аудиторию. Самый очевидный вариант – поиск в Интернете и, особенно, в социальных сетях. До недавнего времени основной площадкой для визажиста по поиску клиентов был Instagram* (запрещён на территории РФ). Сейчас продвижение возможно через альтернативные площадки – Youtube, VK, Telegram, Дзен.
Конечно, не стоит сбрасывать со счетов непосредственное посещение мест, в которых могут появляться интересующие вас девушки: магазины модной одежды, свадебные салоны, фотостудии и т.д.
Таким образом, мы приходим к важному выводу о необходимости работать с целевой аудиторией на самом начальном этапе продвижения личного бренда.
Существуют разные виды целевой аудитории:
• Основная и косвенная. Все рекламные действия должны быть адресованы основной аудитории: именно она выступает инициатором покупки. Но и косвенную тоже нельзя сбрасывать со счетов. В ряде случаев от неё многое зависит. Например, в магазине детских товаров всё организовано для детей, но оплачивать товары и проверять их качество будут мамы (косвенная аудитория).
• Широкая и узкая. Например, есть любители всей категории продукции (те, кто в принципе любит кофе). Это широкая аудитория. Но среди них обязательно найдутся почитатели какого-то конкретного вкуса – скажем, латте с карамельным сиропом. Это будет узкая аудитория.
• По типу группы. Вы можете предлагать свою продукцию индивидуальным поребителям (B2C) или в сфере бизнеса (B2B).
• По цели визита на сайт. Все гости вашего сайта приходят туда для совершения двух действий: чтобы купить что-либо или найти необходимую информацию. Отсюда, получаем ЦА, которой нужны непосредственно ваши товары и услуги, и ЦА, для которой важен исключительно контент.
Целевую аудиторию личного бренда невозможно представить без составления портрета клиента, с помощью которого решается множество задач:
• разработка и реализация на практике различных маркетинговых кампаний, «заточенных» под потребности ЦА (один и тот же продукт для разных групп потребителей будет нуждаться в разном позиционировании);
• написание продающего текста;
• создание грамотного оффера, основанного на решении конкретной проблемы клиента;
• составление УТП, формулирование выгод потребителя;
• использование разных каналов для продвижения;
• продумывание триггеров для мотивации ЦА.
От количества деталей в портрете будет зависеть то, насколько сформулированное вами предложение способно решать проблемы вашей аудитории. Вы, действительно, должны очень хорошо её знать, чтобы суметь «закрыть» все её потребности и запросы.
Целевая аудитория личного бренда. Сегментация ЦА.
А сейчас давайте рассмотрим некоторые маркетинговые технологии, которые помогут провести сегментирование аудитории. Методика 5W – одна из самых известных. Она представляет собой ответы на пять вопросов: кто, что, почему, когда и где (в английской версии: what, who, why, when и where):
• ЧТО? – подробная характеристика товара или услуги;
• КТО? – портрет потенциального потребителя;
• ПОЧЕМУ? – объяснение, почему клиент выбирает именно вашу продукцию, его мотивация;
• КОГДА? – указание времени, когда была совершена покупка;
• ГДЕ? – место продажи / покупки.
Вот примерные ответы для сегментирования целевой аудитории, актуальные для человека, продвигающего личный бренд.
Эксперты рекомендуют не забывать о том, что для каждого сегмента аудитории характерны свои черты, даже если вы хотите работать со всем рынком целиком, В итоге вы должны получить портреты клиентов, ведущих себя определённым образом в момент покупки и перед ней.
Важным источником информации могут стать сайты ваших конкурентов, изучение тематических пабликов в соцсетях и т.д. Чем больше вы будете знать о своей ЦА, тем легче будет выстроить стратегию развития.
Для описания целевой аудитории личного бренда могут быть использованы следующие параметры:
Желательно не рассматривать возрастные рамки аудитории сами по себе, без учёта психологических особенностей личности. Иначе вместо того, чтобы попасть в боль аудитории, получится агрессивное навязывание продукции, что только вызовет отторжение.
• движущая сила покупки: внешний вид товара, цена, возможность получить скидку, уровень обслуживания и пр.;
• повод для приобретения: товары повседневного спроса или к празднику;
• характер ожиданий: совпадают ли представления о продукции до и после совершения покупки;
• срочность покупки: насколько сильна вовлечённость в процесс приобретения;
• отношение к компании: позитивное или негативное. Для личного бренда актуальны отзывы других клиентов.
Итак, вы провели всесторонний анализ целевой аудитории, в ходе которого получили портрет потребителя и выявили особенности его поведения. Теперь можно переходить к главному: формированию УТП.
Ведущие маркетологи рекомендуют создавать предложения и проводить рекламные кампании не для всей ЦА, а для отдельных её групп. Попытка придать УТП универсальные характеристики вряд ли приведёт к положительному результату.
Мы уже выяснили, что для продвижения личного бренда сегментирование целевой аудитории играет очень важную роль. Однако это ещё не всё. По возможности стоит заранее продумать каналы продвижения: они не должны вступать в противоречие с основными характеристиками вашей целевой аудитории.
Если вашей целевой аудиторией являются поисковые системы, то создавайте контент, который бы устраивал роботов (используйте ключевые слова и фразы, но не допускайте переспама и т.д.). Тогда в ответ на запрос пользователя ваш сайт может выйти в топ выдачи.
Личный бренд можно и нужно продвигать в социальных сетях. Однако помните, что они тоже бывают разные. Соответственно, придётся подумать о его адаптации с учётом специфики той или иной соцсети.
Ваш контент должен быть интересен ЦА. Как показывает практика, вряд ли удастся увлечь кого-то вымученными текстами, написанными на тему, в которой вы «плаваете». Успешная стратегия продвижения в первую очередь основывается на уважении и искренности по отношению к своим клиентам.
Рассылка электронных писем потенциальным клиентам будет иметь гораздо больший эффект, если сегментировать их по различным основаниям: интересам, сфере профессиональной деятельности, совершённым действиям и т.д.
Таргетинг отлично себя зарекомендовал в ситуациях, когда необходимо работать не со всей ЦА, а её частью, отвечающей определённым требованиям. Использование таргетированной рекламы в соцсетях – один из наиболее перспективных каналов интернет-маркетинга.
Ваша ЦА по каким-либо причинам может не слишком доверять рекламе, размещённой в социальных сетях. Тогда необходимо сделать ставку на контекстную рекламу, при которой она будет появляться в ответ на тот или иной запрос пользователя.
Запросы бывают:
• целевые – речь идёт о конкретной услуге или товаре, поэтому важно точное вхождение;
• покупательские – человек хочет совершить покупку, но его одолевают сомнения (помочь в его решении могут различные статьи-рейтинги, использование сторителлинга, нативная реклама и пр.);
• сопутствующие – пользователь ищет продукцию, являющуюся родственной вашим товарам.
Наш мозг усердно трудится, чтобы получать и обрабатывать огромное количество информации. Для экономии своих сил и ресурсов он умеет создавать своего рода шаблоны, чтобы с их помощью работать более эффективно. Их называют стереотипами. Например, считается, что женщины склонны более эмоционально реагировать на все события, чем мужчины (гендерный стереотип). Или судят по внешности: очкарик – значит, умный, а с татуировками – сомнительной репутации. Или по возрасту: молодой человек воспринимается как более здоровый и активный, нежели пенсионер и т.д.
Когда вы развиваете личный бренд, также можно использовать стереотипы, чтобы анализ разных групп целевой аудитории проходил ещё быстрее.
И самое главное: не относитесь к анализу ЦА формально, просто потому, что «так надо». Вы рискуете потерять время впустую. А вот если поставить себе цель – узнать ваших реальных клиентов с разных сторон, понять их потребности и нащупать проблемы – то это станет ключом к пониманию аудитории и будет способствовать продвижению вашего бизнеса.