Статьи о личном бренде
Типы темперамента

Типы темперамента

Личный бренд и типы темперамента

Каждый человек уникален по-своему и обладает рядом неповторимых свойств, качеств и черт личности. Однако с давних времён предпринимались попытки выделить некоторые общие закономерности, объединяющие людей по тем или иным признакам. Одну из самых известных классификаций личности – по типам темперамента – предложил древнегреческий целитель Гиппократ.

Его, как врача, в первую очередь интересовало здоровье человека и предрасположенность к болезням в зависимости от врождённых особенностей, к которым он относил преобладание тех или иных жидкостей в организме.

Пройти тест на определение типа темперамента.

Темперамент и типы высшей нервной деятельности

Темперамент в переводе с древнегреческого языка означает «правильное соотношение частей». По Гиппократу, в каждом организме можно обнаружить четыре вида жидкости. Преобладание крови характерно для сангвиника, слизи – для флегматика, желчи – для холерика и, наконец, чёрной желчи – для меланхолика.

Гиппократ был уверен в том, что каждому типу темперамента присущи свои особенности поведения и взаимодействия с окружающей средой. Через два тысячелетия учение Гиппократа взяла на вооружение психология.

Научную базу под типы темперамента помогла подвести теория академика И.П. Павлова. Он исследовал типы высшей нервной деятельности и убедительно доказал, что именно от них зависит степень эмоциональной возбудимости человека, а также сила и скорость реагирования головного мозга (главным образом, соотношение процессов возбуждения и торможения).

Вы можете сделать почти все сами.
А с нашей поддержкой вы добьетесь результата гораздо быстрее!
напишите нам

Таким образом, типы темперамента в начале XX века стало возможным описывать, исходя не из примитивного представления о преобладании той или иной жидкости в организме, но и с точки зрения:

  • силы (сильный или слабый тип);
  • уравновешенности (уравновешенный или неуравновешенный тип);
  • подвижности (подвижный или инертный тип).

Типы темперамента и их характеристика

Мы постараемся дать не просто описание каждого типа темперамента, но и применим SWOT-анализ, который включает перечисление сильных и слабых сторон, а также возможностей и опасностей, связанных с ним.

Холерик

Описание

Это сильный тип темперамента, отличающийся преобладанием процесса возбуждения над торможением. Холерика отличают быстрота реакций, порывистость и импульсивность. Когда он «разгоняется», ему бывает очень сложно «взять себя в руки» и затормозить.

Если добавить к этому неуравновешенность нервной системы, проявляющуюся в частой смене эмоциональных состояний, от кипучей энергии и радости до полного упадка сил и плохого настроения, то получим человека, склонного к бурным выяснениям отношений и конфликтам.

Сильные стороны:

  • активный;
  • энергичный;
  • смелый;
  • общительный;
  • целеустремлённый;
  • умеющий признавать свои ошибки;
  • задатки лидера.

Слабые стороны:

  • вспыльчивый;
  • раздражительный;
  • демонстративный;
  • нетерпеливый;
  • агрессивный (склонный как к вербальной, так и физической агрессии);
  • конфликтный.

Возможности

Так как холерик умеет быстро переключаться с одного состояния на другое, то это позволяет ему вовремя «остудить» эмоции и в целом оставаться продуктивным и работоспособным человеком. «Выпустив пар», он испытывает облегчение и может эффективно решать поставленные перед ним задачи.

Несмотря на эмоциональную неуравновешенность, холерик – один из самых стрессоустойчивых типов темперамента. А ярко выраженные лидерские качества открывают для него возможность занимать руководящие должности и вести за собой людей.

Опасности

Тем не менее, вспыльчивость может сыграть с холериком злую шутку. Он несдержан на язык, а в пылу спора рискует дойти до рукоприкладства. Холерик не терпит, когда с ним не соглашаются или проявляют неуважение. Эмоциональные качели и желание ощущать власть над другими, свойственные холерику, делают его достаточно сложным человеком для построения личных и профессиональных отношений.

Какими могут быть профессии представителя данного типа темперамента

Холерик – прирождённый руководитель. Ему подходят профессии, в которых требуется проявлять энергичность и инициативность, брать на себя ответственность за результат (предпринимательство, военное дело, силовые структуры, медицина). Так как холерик достаточно общителен и любит быть в центре внимания, ему будет комфортно проявить себя в деятельности, требующей творческого мышления и нестандартных решений, например, в театральной деятельности (в качестве режиссёра), рекламе, журналистике.

Сангвиник

Описание

Сангвиник также считается сильным типом темперамента. Однако в отличие от холерика он относится к уравновешенным и подвижным типам. Это означает, что его эмоциональный фон более спокойный, зато ему  свойственна изменчивость чувств и привязанностей, а также постоянная тяга к новым впечатлениям. Сангвиник – человек с очень живой и богатой мимикой, быстрыми движениями и речью.

С сангвиниками всегда приятно иметь дело, они умеют расположить к себе собеседника. Прекрасные организаторские способности и дар убеждения позволяют им добиваться успеха во многих видах деятельности.

Сильные стороны:

  • дружелюбный;
  • подвижный;
  • жизнерадостный;
  • сообразительный;
  • организаторские способности.

Слабые стороны:

  • поверхностный;
  • легкомысленный;
  • склонный к изменам.

Возможности

Благодаря подвижности процессов возбуждения и торможения сангвиник легко адаптируется к изменяющимся условиям. В поисках лучшего для себя места, да и просто, чтобы развеять скуку, склонен часто менять места работы.

Сангвиник очень легко сходится с людьми, хотя старается избегать глубокой привязанности. Это один из самых ветреных и влюбчивых типов темперамента, которому постоянно требуются новые эмоции.

Опасности

У сангвиника велик риск не довести начатое дело до конца. Иногда, разочаровавшись в одной деятельности, он тут же берётся за новое дело и тоже может бросить его на полпути. Чтобы избежать этого, сангвинику обязательно нужно научиться поэтапному планированию своей деятельности и чёткой постановке целей. Также нужно постоянно работать с мотивацией.

Какими могут быть профессии представителя данного типа темперамента

Из сангвиника получаются талантливые директора, умеющие делегировать полномочия и находить подходы к разным сотрудникам. Гибкий ум и умение нравиться делает их хорошими политиками и дипломатами. Им идеально подходит работа с людьми, требующая мастерства в выстраивании коммуникации (например, в качестве педагога, психолога или юриста).

Флегматик

Описание

Этот тип темперамента относится к сильным, уравновешенным и малоподвижным. Его отличают замедленность реакций и долгий период вхождения в деятельность. Флегматик старается не тратить энергию и эмоции понапрасну, но раз он взялся за какое-то дело, то обязательно доводит его до конца.  Настроение и эмоциональный фон – спокойные, без всплесков. Неохотно меняет свои привычки, предпочитая устоявшийся порядок вещей. В новой обстановке может слегка теряться, зато его точно не напугать монотонной работой.

Сильные стороны:

  • надёжный;
  • работоспособный;
  • упорный;
  • серьёзный;
  • спокойный;
  • внимательный к деталям.

Слабые стороны:

  • медлительный;
  • безынициативный;
  • замкнутый;
  • склонный к лени.

Возможности

Флегматик – пример созидателя и добросовестного исполнителя. Он долго «запрягает», но зато гарантированно дойдёт до финиша благодаря своему упорству и выдержке. Он умеет оставаться спокойным и невозмутимым, даже когда вокруг все паникуют. Что касается общения, то он предпочитает одного-двух проверенных временем друзей новым знакомствам.

Опасности

У флегматика есть риск настолько погрузиться в расслабленное состояние, что ему вообще не захочется что-либо делать. Его пассивность и медлительность могут здорово раздражать окружающих, но когда флегматика поторапливают, то из этого тем более не выходит ничего хорошего. Ему бывает трудно привыкнуть к новой обстановке, так как переключение у него развито слабо.

Какими могут быть профессии представителя данного типа темперамента

Флегматики созданы для работы, требующей точности действий (например, оператор станка, корректор и т.д.). Монотонные действия (кассира или бухгалтера) их не раздражают, а наоборот – ещё больше успокаивают. Любят работать с мелкими деталями, соблюдая аккуратность (ювелир). Флегматик хорошо себя чувствует на природе, взаимодействуя с животными и растениями (работник сельского хозяйства, флорист, ветеринарный врач).

Меланхолик

Описание

Меланхолика относят к слабым типам темперамента. Его нервная система готова бурно среагировать на любой, даже слабый раздражитель. А в ситуации стресса он вообще впадает в истерику или состояние полного ступора. Такая гиперчувствительность обусловливает основные черты меланхолика: повышенную эмоциональность, изменчивость настроения, быструю утомляемость.

Меланхолик глубоко погружён в себя, в свои мысли и чувства. Причём для него характерно долгое переживание негативных эмоций, «застревание» в ситуации.

Сильные стороны:

  • глубина чувств;
  • творческие способности;
  • интеллектуальность;
  • наблюдательность;
  • исполнительность.

Слабые стороны:

  • тревожность;
  • обидчивость;
  • плохая адаптация к новой обстановке.

Возможности

Меланхолик – человек с тонкой душевной организацией. Он чувствует то, что неподвластно другим людям. Благодаря такой своей особенности меланхолик обладает ярко выраженными творческими способностями. В интеллектуальной и научной деятельности он также может добиться успехов, так как умеет погрузиться в проблему и докопаться до истины.

Опасности

Меланхолик плохо переносит критику, а грубость и агрессия со стороны других людей могут надолго выбить его из колеи. Он ещё больше начнёт замыкаться в себе и отказываться от любой деятельности.

Какими могут быть профессии представителя данного типа темперамента

Меланхолики увереннее чувствуют себя, когда работают в одиночестве, а не в команде. Им вообще лучше избегать профессий, связанных с постоянным общением с другими людьми. Хорошим вариантом будет работа в качестве аналитика, редактора, программиста, веб-дизайнера. Умение работать с информацией и внимательность к деталям создают предпосылки к научной карьере. Можно подумать и о творческой деятельности. Среди меланхоликов много писателей, поэтов и художников.

Роль типов темперамента в создании и продвижении личного бренда

Несомненно, личный бренд является отражением самого человека, особенностей его личности. Тип темперамента также играет важную роль в создании и продвижении персонального бренда, однако не всё так однозначно.

Темперамент – это врождённое свойство человека, обусловленное особенностями функционирования его нервной системы. Означает ли это, что мы ничего не можем сделать с тем типом реагирования, который достался нам от природы или от родителей? И да, и нет. В первую очередь, стоит отметить, что не существует идеального темперамента. Каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны, а также возможности для развития личности.

Под влиянием среды, воспитания, окружения, а также работы над собой многие процессы нервной деятельности у человека могут претерпевать изменения: усиливаться или ослабевать, ускоряться или замедляться и т.д. В то же время тип темперамента может давать преимущества или, наоборот, накладывать ограничения для занятия каким-либо видом деятельности. Например, вспыльчивому холерику будет трудно выполнять монотонную работу, а медлительному флегматику вряд ли придутся по душе профессии, связанные с необходимостью быстро реагировать на изменившиеся условия деятельности.

Мы убеждены, что человек с абсолютно любым типом темперамента может создать эффективный личный бренд. Что для этого нужно? Конечно, ориентироваться на сильные черты каждого темперамента. Это первое. Причём они должны найти отражение как в смысловом, так и визуальном коде личного бренда. Например, общительным холерикам и сангвиникам можно сделать ставку на выстраивание коммуникации на разных уровнях, и вообще сделать направленность «на людей» своим козырем. А внимательным к деталям флегматикам и меланхоликам стоит подчёркивать, что они умеют «зрить в корень» проблемы и быть очень чёткими в своей работе и безукоризненно выполнять взятые на себя обязательства.

Следующий важный момент касается нивелирования своих слабых сторон. Они есть у всех, это данность, с которой нам приходится жить. Главное – осознать, какие именно черты являются нежелательными, а дальше с ними можно будет работать, в том числе изменять в зависимости от задач личного бренда.

Вы нашли своего союзника в создании персонального бренда.
Напишите нам - договоримся о звонке, конференции, встрече.
напишите нам

Так, раздражительный холерик вполне может стать более выдержанным. Для этого понадобится научиться контролировать свои эмоции (с помощью аутотренинга, дыхательных упражнений и других психотехник). Сангвиник, бросающий очередной проект недоделанным и переключающийся на новое задание, может поработать над поэтапным планированием своей деятельности, разбивая большую задачу на более мелкие части.

Меланхолику стоит подумать над тем, чтобы не принимать близко к сердцу неудачи – от них никто не застрахован. Для этого можно начать с более простых тем и проектов, а затем постепенно наращивать их сложность. Флегматик может оттачивать мастерство сначала на привычных областях, а затем переходить к чему-то новому, совершенно ему не свойственному – а вдруг он раскроет в себе новый талант?

Человек в состоянии изменить как отдельные черты темперамента, так и подойти к этому вопросу системно, меняя один тип темперамента на другой. Например, если холерик захочет стать сангвиником. Это реально. Главное, понять, с какой целью и для чего вы это делаете. И какой результат хотите получить в итоге. Помните, мы говорили о том, что нет идеального типа темперамента?

И точно также можно утверждать, что тип темперамента в чистом виде встречается крайне редко. В каждом человеке много черт от разных типов темперамента, чтобы выполнять разные задачи, и делать это эффективно. Это наше преимущество, и нужно его беречь.

Типы темперамента и присущие им черты  играют важную роль в жизни человека, определяют наиболее привычные способы реагирования и интенсивность эмоциональных реакций. При создании и продвижении личного бренда их так же стоит учитывать, чтобы максимально опираться на сильные стороны и по возможности избегать потенциальных проблем.

Понравилась статья?
Будьте в курсе выхода новых

Больше статей на эту тему

Создание личного бренда с нуля ПОДРОБНЕЕ
Создание личного бренда с нуля
Лайфхаки в переговорах от легендарных мошенников ПОДРОБНЕЕ
Лайфхаки в переговорах от легендарных мошенников
Аудит личности для формирования личного бренда ПОДРОБНЕЕ
Аудит личности для формирования личного бренда
Архетипы в личном бренде ПОДРОБНЕЕ
Архетипы в личном бренде
Целевая аудитория личного бренда ПОДРОБНЕЕ
Целевая аудитория личного бренда
Персональный сайт для продвижения личного бренда ПОДРОБНЕЕ
Персональный сайт для продвижения личного бренда