База знаний
Персональный бренд. Выбор ниши

Персональный бренд. Выбор ниши

Как выбрать свою нишу

Дорогие друзья, забегая вперёд, сразу хочу сказать, что эта статья не только для тех, кто ещё не определился с профессией, направлением или родом деятельности (если это всё же про тебя, скорее всего, прочитать эти многобукв будет крайне полезно), но и для тех, кому кажется, что он выгорает. Каждому из нас: в двадцать пять плюс, тридцать пять плюс… пятьдесят пять плюс – в жизни выпадает период, когда начинаешь сомневаться, тем ли делом ты занят? И поневоле в голову закрадываются мысли о смене работы, профессии, отрасли. Эти мысли как заноза в голове, и тут как в том анекдоте: 50/50 – либо да, либо нет:)

Как мне представляется, концептуально причин может быть две. Первая –  это усталость или, как теперь принято говорить, профессиональное выгорание. Поскольку построение и развитие персонального бренда – вещь ресурсозатратная, накопленная усталость вполне может давать о себе знать, заставляя руки опускаться, а взгляд тускнеть.

Но любой неудачный день может всегда исправить один человек… принесённый в жертву :))

Вторая причина может заключаться в неверном выборе профессии, и тогда стоит действительно задуматься о её смене.

Как сохранить мотивацию, желание и драйв в процессе создания личного бренда мы поговорим отдельно. В этой же статье речь пойдёт о некоторых способах выбора ниши для бизнеса или собственного дела. Если стоит вопрос о выборе персональной ниши, то ситуаций может быть две. Первая – вы вообще не знаете, в какую сторону нужно двигаться. Можно сказать, что это «поиск собственной ниши с нуля» Вторая – у вас есть несколько идей, но нужно правильно их сформулировать – и это как раз про «выбор ниши».

Поиск собственной ниши с нуля

Кроме шамана с бубном, вам потребуется несколько вещей: карандаш, ручка или писало, чистый лист бумаги или кусок бересты.

Кроме того вам очень поможет выключенный звук смартфона, одиночество и время на то, чтобы успокоить ум и выполнить упражнение.

Итак, разделите лист на три колонки. Первая колонка – это хобби, или ваши любимые занятия. Вторая – это ваши навыки. Третья – это то, что может быть полезно людям. То, на что есть спрос.

При заполнении таблицы вас ничто не должно отвлекать. Но гораздо важнее, чтобы вы безоценочно записывали то, что приходит в голову (вашего внутреннего критика вы впустите в комнату потом). В первую колонку стоит записать всё, что вам хочется делать. Чем вы заняты, когда за вами никто не наблюдает? Что хочется делать, когда есть свободная минута? Предвосхищая некоторые ответы вроде «спать», скажу – «спать» означает, что вы устали. Выспитесь и вернитесь к упражнению. А в ответ на фразу «ничего не хочется» – разрешите вам не поверить. Вряд ли вы сидите, уткнувшись глазами в стену (надеюсь на это всем сердцем). Что-то вы всё равно делаете – вот это и пишем сюда.

Не обесценивайте собственные желания!

Во вторую колонку запишите ваши навыки. Всё, что угодно: от тонкостей какой-то профессии до обычных офисных вещей вроде владения экселем или французским языком, или умение управлять надувной лодкой.

Третья колонка – про то, что, как вам кажется, имеет спрос. Пишите сюда свои идеи. Потом их правдоподобность можно будет проверить обычным яндесовским сервисом вордстат. Посмотрите на количество запросов в месяц по ключевым фразам. Например, выбор ниши в июле 2022 года искали 1269 раз, а создание персонального бренда – более 15 000. В этом сервисе также можно посмотреть динамику этого запроса по месяцам и определить, имеется ли тренд к увеличению или снижению спроса, а также его сезонность.

Пример таблички:

Хобби Навыки Спрос
1. Путешествия на мотоцикле

2. Тайский бокс

3. Психология

4. Сноуборд

….

15. Чтение

1. Разработка позиционирования

2. Менторство в контексте персонального брендинга

3. Ведение переговоров

15. SEO продвижение сайтов

1. Рост прибыли и развитие бизнеса

2. Улучшение качества жизни

3. …

 

15. Профессиональный/карьерный рост

 

Когда все колонки заполнены, можно попробовать комбинировать разные позиции из других колонок. Часто будет смешно, но поверьте, это упражнение, которое поможет вам в чём-то системно или просто под другим углом взглянуть на вещи.

Новый взгляд – это всегда новая струя в вашей жизни!

Уточнение собственной ниши

Теперь представим, что у вас море идей и не ясно, в какую сторону плыть. К слову, предыдущее упражнение вам тоже будет полезно и поможет определиться. Но это не единственный способ. Есть ещё как минимум два: первый – эмпирический. Выберите условно пять или семь ниш и попробуйте заработать в них небольшие деньги. Кроме того, будет полезно найти людей, которые уже работают в этих отраслях и поговорить с ними об их профессии и подводных камнях. Что они думают о своём деле? Что им нравится в собственном деле, а что является сложным на их профессиональном пути? Как ни странно, очень часто люди действительно с удовольствием рассказывают о своей профессии.

Второй способ – нелперский. Вам потребуется всё тоже, что и в первом упражнении, кроме, пожалуй, шамана. А именно: время, тишина и желание по-новому взглянуть на старые вещи. Выберите какую-то одну из представленных вами ниш. Сядьте на стул, диван, на коврик в позу лотоса или самки богомола – как удобнее:)) и представьте себе, что вы уже занимаетесь этим делом. Постарайтесь в мельчайших деталях прожить день человека в этой нише: понять, что он делает, видит, слышит и чувствует. Затем встаньте, встряхнитесь, сядьте в другое (это важно!) место. И также проживите день человека из другой ниши. Встаньте, встряхнитесь и посмотрите на места, где вы проживали день в разных нишах со стороны. Где лучше? Куда больше тянет?

Что дальше?

Так  следует сделать со всеми вашими идеями. Останется какая-то одна. Её и следует протестировать в жизни в первую очередь. Но перед этим можно проверить «экологию». Насколько комфортно вам будет в этой роли. Все ли ваши внутренние интересы удовлетворены,  все ли ваши части личности (есть в психологии такое понятие) довольны. Сделать это поможет наша статья «Экология целеполагания при создании личного бренда». Хотя она и написана про создание личного бренда, но работает с любыми целями.

Больше статей на эту тему

Создание личного бренда с нуля ПОДРОБНЕЕ
Создание личного бренда с нуля
Голос как инструмент создания личного бренда ПОДРОБНЕЕ
Голос как инструмент создания личного бренда
Стратегия продвижения личного бренда ПОДРОБНЕЕ
Стратегия продвижения личного бренда
Личный бренд: распаковка и упаковка ПОДРОБНЕЕ
Личный бренд: распаковка и упаковка
Личный бренд в социальных сетях ПОДРОБНЕЕ
Личный бренд в социальных сетях
Сильный личный бренд ПОДРОБНЕЕ
Сильный личный бренд