Одной из основных задач построения успешного личного бренда является развитие навыка эффективной коммуникации с другими людьми. Собственно говоря, личный бренд – инструмент, предназначенный именно для этого. Смысл всякой коммуникации – в реакции, которую она вызывает. Это касается абсолютно любого взаимодействия между людьми: дома, на работе, в кругу друзей. Разница будет заключаться лишь в том, будет ли целеполагание осознанным или же чисто интуитивным. То есть того, насколько осмысленные цели мы ставим в переговорном процессе и какую реакцию рассчитываем получить (и получаем) в результате такого общения.
В контексте создания успешного личного бренда, в бизнес-контексте, такими целями могут являться: побуждение одного или нескольких человек выбрать нас в качестве специалиста для решения его/их задачи, – к примеру, продажи продукта или увеличения количества подписок на блог. Целью может быть просто повышение доверия или ещё большее вовлечение в какой-то процесс.
Учёные уже давно выяснили, что около 85% информации передаётся невербально, без использования слов. Появившийся в Вашем поле зрения человек мгновенно считывает с Вас какую-то информацию и формирует своё впечатление. Всё это происходит и в момент Вашего общения. И хотя смысловое содержание самого сообщения, безусловно, архиважно, слова здесь играют значительно меньшую роль, чем мы предполагаем, занимая оставшиеся 15%.
Совокупность воспринимаемой информации, которую человек передаёт посредством своей позы, жестикуляции, одежды, взгляда, темпа, тембра и интонации речи, транслируемой эмоции, называется метасообщением.
Именно метасообщение, транслируемое одним человеком, в конечном счёте позволит его собеседнику (или, если уж быть более точным, то его бессознательному) сформировать о нём своё мнение. Принять решение о доверии или недоверии его словам. Ещё до того, как сознание даст себе отчёт о том, кто перед нами, наше бессознательное с невероятной скоростью оценит жесты, позу, мимику, одежду, взгляд и другие нюансы внешнего вида.
Метасообщения могут быть очень разными. Попробуйте представить человека, который здоровается и называет своё имя, делая это с разной интонацией. Так, например: спокойный, прямой взгляд, ровный тембр голоса и темп речи, расслабленное состояние тела, открытая поза и соответствующая мимика могут говорить: «мне можно верить»; «я уверен в себе». А, например, скачущий тембр голоса «из горла», закрытая поза, напряжённое тело и лицо, чуть расширенные веки будут скорее транслировать: «Я сам не верю в то, о чём говорю», «Мне некомфортно/страшно». Если же тело Вашего собеседника немного наклонено вперёд, подбородок опущен, глаза чуть сужены, крылья носа расширены, а губы сжаты, это транслирует месседж «Ты меня раздражаешь», «Я злюсь».
Существует огромное количество подобных метасообщений: «Это важно», «Это интересно», «Ты мне нравишься», «Я спокоен», «Мне стыдно», «Я стесняюсь» и т.д. И все они замешаны на эмоциях. Вернее, на сочетании эмоций, называемом эмоциональным коктейлем, который возникает у человека в зависимости от ситуации, в ту или иную минуту.
Часто человек сам загоняет себя в ловушку системы коммуникации. Вот простой пример: Вы ждете кого-то на деловую встречу, и Ваш коллега говорит, что Ваш визитёр – человек очень жёсткий и резкий. Давайте предположим, как будет проходить дальнейшая коммуникация: наш мозг, получив подобную информацию, скорее всего, даст защитную ответную реакцию, которая выразится в сигналах, исходящих от нас, в нашем метасообщении. Это может быть как увеличенное напряжение, страх, так и, наоборот, готовность дать отпор. Не подозревающий об этом вошедший человек на бессознательном уровне считает с нас эти сигналы и автоматически, следуя поведенческим привычкам, неосознанно отреагирует на них. Возникнет петля обратной связи. И мы, уже в ответ на его реакцию на нас, считываем с него информацию, которую ждали и которая подтверждает первоначальный тезис о его «жёсткости». При этом весьма вероятно, что первопричина могла быть в нас самих и/или в излишнем субъективизме нашего коллеги. И именно это в итоге запустило цепной процесс психологических реакций. Понимание этого приводит к тому, что мы получаем возможность управлять любыми коммуникациями. А для этого нужно научиться отдавать себе отчёт в том, какие эмоции мы испытываем в данный момент, и контролировать их.
Поэтому любые переговоры (да и в принципе любое общение) лучше рассматривать с точки зрения системного подхода. Это означает, что между элементами коммуникации существуют петли обратной связи. Каждый из элементов одной части системы влияет на другой. Следовательно, говоря об умении правильно общаться в контексте создания личного бренда, важно помнить: не нужно управлять другим человеком – нужно управлять собой.
Человек, умеющий владеть своими состояниями и управляющий собой, получивший навык давать нужное метасообщение, управляет всей коммуникацией. Здесь есть один тонкий момент, который состоит в том, что увидеть себя со стороны, быть объективным по-настоящему сложно. Задача специалиста по личному бренду – увидеть и, если это необходимо, скорректировать метасообщение клиента.
Иными словами, метасообщение должно стать частью Вашего личного бренда. Причём навык транслировать нужное метасообщение нарабатывается точно так же, как и любой другой.
Не нужно управлять другим человеком – нужно управлять собой.
Кроме того, несомненно важно уметь на осознанном уровне считывать метасообщение собеседника. Чем большее количество элементов коммуникации способен отслеживать человек, тем успешнее будет становиться такая коммуникация. Чем точнее отслеживаются элементы системного взаимодействия, тем эффективнее будет общение. Говорят, что хороший продавец должен уметь завершить предложение по-разному – в зависимости от реакции клиента. Это один из примеров успешного отслеживания метасообщений.
Сейчас появилось такое модное понятие, как «эмоциональный интеллект». Однако его суть сводится всё к тому же умению распознавать эмоции других людей и умению давать себе отчёт о своих собственных эмоциях. Это является основой в создании успешного личного бренда в той его части, которая касается непосредственно переговоров, встреч и любого другого общения с людьми.