Многие задумываются над тем, как правильно развивать личный бренд и стоит ли вообще это делать. Конечно, стоит, если вы уверены в собственных силах и при этом готовы расти и совершенствоваться в своей профессии. Средством, призванным помочь в этом увлекательном, но непростом деле выступает стратегия личного бренда.
Про личный бренд сегодня не говорит разве что ленивый. Этот тренд пришёл к нам всерьёз и надолго, и в связи с этим возникает множество вопросов. Самый очевидный из них: «А зачем вообще нужен личный бренд?». Действительно, стоит почитать некоторых «продвинутых» маркетологов, как может сложиться впечатление, что личный бренд необходимо развивать чуть ли не каждому второму (если не первому) представителю сферы бизнеса. А уж что конкретно под этим подразумевается – вообще отдельная тема для разговора.
В нашем понимании личный бренд – это, прежде всего, набор инструментов, помогающих двигаться по пути саморазвития и совершенствования в профессии. Если у человека такая потребность пока не актуализировалась, возможно, стоит немного подождать и довести её, так сказать, «до готовности».
В любом серьёзном деле не обойтись без общего плана действий, или стратегии. Особенно она нужна предпринимателям, которые только начинают раскручивать своё имя, но и для опытных участников рынка, желающих выйти на новый уровень развития, тоже будет полезной.
Суть стратегии личного бренда сводится к следующему: чтобы было, что развивать, сначала это нужно создать. Таким образом, она состоит из создания личного бренда, а затем его продвижения.
Первые шаги бывают самыми сложными, но ведь мы не боимся трудностей, не так ли? Концептуально стратегия создания личного бренда опирается на смысловую и визуальные части.
Конечно, начинать нужно со смысловой составляющей. Работа над ней, абсолютно точно, займёт какое-то время, и хотя временной ресурс относится к невосполнимым, без него все дальнейшие действия будут напрасными.
Главный компонент смысловой части – персональная бренд-платформа. Она, как фундамент для дома, будет держать всю будущую конструкцию. Персональная бренд-платформа включает в себя:
Кстати, о коммуникации. Свой вклад в создание успешного личного бренда также вносят метасообщения, благодаря которым мы передаём о себе основную информацию. Прежде всего, это происходит посредством так называемого «языка тела», или невербальных средств общения (интонации, тембра и темпа речи, мимики, жестикуляции, позы и др.). Если вы транслируете собеседникам какую-то мысль, пусть даже наделённую правильным смыслом (что-то типа «Мне интересно то, о чём вы рассказываете»), но при этом не смотрите в глаза, скрестили руки (приняли закрытую позу), ваша интонация выдаёт скуку, то это говорит об одном: вы плохо собой управляете. Ваше вербальное высказывание вступает в противоречие с метасообщением. Этот навык, безусловно, можно «прокачать», было бы желание.
Если смысловую часть личного бренда вы разрабатываете для себя, то визуальная составляющая изначально нацелена на аудиторию. Это «визуальный язык», по которому ваши клиенты будут вас узнавать:
Подробный план по построению личного бренда с нуля можно посмотреть в нашей статье «Создание личного бренда с нуля«.
Когда проработано смысловое и визуальное ядро, можно переходить к стратегии продвижения личного бренда. Этот этап важен ничуть не меньше предыдущего. Вы можете потратить много сил и времени на построение личного бренда, но если не продолжите системно работать над созданием желаемого образа у аудитории, что будет отличать вас от конкурентов?
Продвижение личного бренда обычно происходит в сети или вне сети.
Первый шаг на пути к успеху – разработка персонального сайта. Он отвечает за информативное сопровождение вашей деятельности, и именно на него пойдёт трафик.
Теперь нужно определиться с каналами. С большой долей вероятности вы захотите настроить правильное взаимодействие с системой поиска. Из «программы минимум» можно выделить:
Это один из самых быстрых и эффективных способов заявить о себе, главное – правильно определиться с целевой аудиторией и учитывать сферу вашей деятельности. С выбором конкретной площадки проблем возникнуть не должно, их сейчас много.
Не обошлось, правда, без сюрпризов, например с блокировкой Instagram и Facebook (обе запрещены в РФ). Вряд ли стоит делать на них ставку в сегодняшних реалиях. Зато народ активно начал переходить (по сути – возвращаться) в VK. Ресурс сейчас переживает вторую волну популярности, так что вполне можно начать продвижение с помощью «контакта».
YouTube – востребован, как никогда. Все устали читать (и поглупели). Если люди стоят перед выбором: прочитать текст или посмотреть интересный ролик, будьте уверены, они предпочтут видео-формат. В контексте стратегии продвижения личного бренда – это вполне рабочий и удачный вариант, потому что позволяет показать вашу экспертность. Однако готовьтесь приложить усилия. Картинка и звук должны быть «на уровне», поэтому с отсутствием навыков и одним телефоном в руке вы вряд ли сможете создать качественный контент.
Под «качеством» также понимается содержание ролика и подача материала. Если вы загробным голосом будете вещать нечто невразумительное или, наоборот, протараторите текст, проглатывая окончания слов – ваш ролик не наберёт много просмотров. Лучше вовсе не браться за это дело, чем выдавать посредственные видео. При желании можно преодолеть и это препятствие: в том же YouTube куча бесплатных роликов – только смотри и учись.
Ещё можно размещать статьи на VC (особенно оценят люди, ностальгирующие по временам ЖЖ). Там востребованы полезные инструкции, советы, успешные кейсы. Но аудитория не сказать, чтобы слишком лояльная. Если контент плохой – заплюют и заминусят (да, и статьи больше публиковать там не сможете).
Пора вспомнить про старого знакомого. Это мы, конечно, о PR. Чем больше вы будете появляться на разных площадках, тем лучше:
Продвижение в таком формате потребует от вас большого количества свободного времени, а также наличие связей и полезных знакомств.
Не бывает единственного верного пути, который бы гарантированно привёл вас к успеху. Стратегии развития личного бренда зависят от разных факторов, например, профессиональной среды и целевой аудитории. Нужно хорошо представлять портрет потенциального клиента (возраст, социальный статус, увлечения и потребности). Если вы осуществляли последовательные шаги в соответствии с нашими рекомендациями, то, вероятно, как раз и начали со смысловой составляющей, т.е. бренд-платформы. Значит, у вас уже есть понимание портрета целевой аудитории, как и многих других необходимых вещей.
Если остались вопросы (или появились новые), приходите к нам за консультацией. Объём работ по развитию личного бренда, действительно, впечатляет. Но главное, он требует времени – а это единственный невосполнимый ресурс.
Можно испытать себя на прочность и рискнуть сделать всё самостоятельно. Такой вариант тоже возможен. При этом не забывайте о стратегии личного бренда: сначала стратегия создания и только потом – стратегия продвижения. Удачи!
Алексей Богданов.
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic и ваш союзник в создании личного бренда.