База знаний
Мнемоника. Техники запоминания

Мнемоника. Техники запоминания

Отличная память как один из инструментов развития личного бренда

Безусловно, создание и продвижение персонального бренда связано не только с тем, как много людей о вас узнают, но, в первую очередь, зависит от ваших деловых качеств, профессионализма, глубины специальных знаний. Самосовершенствование в своей профессии – пожалуй, самая важная задача по созданию личного бренда. Но одна из сторон проблематики вопроса заключается в том, что в современном мире мы крайне перегружены бесконечным потоком информации. Огромное количество отвлекающих факторов: сообщения, звонки, соцсети, новости, реклама и т.п.

Задавшись вопросом, как запоминать гораздо больший объём информации и быстрее готовиться к видеолекциям, я наткнулся в сети на понятие мнемоники, а уже потом на книгу Станислава Матвеева «Феноменальная память». В этой статье я изложу основополагающие мысли книги, и, возможно, вы сочтёте нужным и важным для себя её прочесть.

Факторы, мешающие запоминать и помнить

Есть несколько основных факторов, которые мешают нашему мозгу усваивать информацию:

  1. Неверие в собственные силы. Часто мы даже не пытаемся запоминать информацию.
  2. Отсутствие интереса к запоминаемой информации. Порой нам приходится запоминать что-то не очень, как нам кажется, нужное, или мы всегда сможем посмотреть это в интернете. Такая установка сводит к нулю шансы действительно что-то запомнить. Решением будет вызвать у себя интерес к тому, что нужно запомнить. Часто для этого достаточно глубже погрузиться в процесс, открывая для себя новые грани, пробуждая в себе любопытство и интерес.
  3. Неиспользование полученной информации. Некоторые исследования говорят о том, что люди забывают до 80% информации в течение 24 часов. Решениями могли бы быть: написание статьи на основе нового материала; разговор с вашим знакомым, где вы делитесь с ним новой полученной информацией; конспект новых знаний; или попытка мысленно донести новую информацию до пятилетнего ребёнка.
  4. Неправильное питание. Организму нужны цинк, селен, магний, хром, витамины B2, B6 и B12, насыщенные жирные кислоты (омега-3 и омега-6). В сети масса информации о том, в каких продуктах содержатся эти микроэлементы.
  5. Употребление алкоголя и курение. Здесь все предельно просто: алкоголь разрушает нейронные связи, которые создаются в процессе приобретения знаний. А курение крайне негативно действует на сосуды, в том числе головного мозга, тем самым обедняя его питание, что приводит не только к ухудшению памяти.
  6. Плохой сон. Информация, полученная человеком во время бодрствования, систематизируется, «раскладывается по полочкам» в то время, когда мы спим.
Станислав Матвеев «Феноменальная память» Мифы о памяти

Мифы о памяти

  1. У памяти есть пределы.

В действительности пределы памяти не изучены, но то, что человек может запомнить колоссальное количество информации, это факт. К слову, мифом также является то, что человек на неосознанном уровне запоминает всю свою жизнь, записывая как на киноплёнку. По последним исследованиям, это не так, и мы, вызывая воспоминания, каждый раз реконструируем прошлые события. Этим можно объяснить то, что с биохимической точки зрения нашему мозгу всё равно, придумано ли событие или оно было на самом деле. Именно этим пользуются в психотерапевтических целях психологи и мастера НЛП. Именно на этом свойстве строится такая техника как «изменение личностной истории».

С биохимической точки зрения нашему мозгу всё равно, придумано ли событие или оно было на самом деле.
  1. Возраст влияет на память.

Дело не в возрасте, а в том, как человек использует свой мозг. Если долгое время человек вёл «нездоровый» образ жизни и не тренировал память, да и вообще способность мыслить, то когнитивная функция снижается естественным образом.

  1. Лекарства способны улучшить память.

Лекарства способны обогатить кровь некоторыми веществами. Но улучшить память можно только, используя её. Это как нельзя накачать мышцы, принимая аминокислоты без походов в зал.

  1. Мы используем свой мозг на 10%.

Странно, насколько живуч этот миф. И даже обыгран в кинематографе. Например, «Область тьмы» или «Люси».

Усвоение новой информации – сложный процесс, который можно разделить на три этапа: регистрация информации, сохранение информации и воспроизведение информации. Автор называет это правилом трёх R: registration, retention, recall.

 

Основа системы запоминания – мнемотехника, её три кита  – это ассоциация, размещение и воображение.

 

Техники запоминания

Одним из методов запоминания информации является метод сочинения истории. Необходимо придумать захватывающую историю, отведя в ней главную роль себе и подключив воображение. Разумеется, в эту историю необходимо включить информацию, которую вы собираетесь запомнить.

Другой такой метод – это метод «цепочка», когда вы увязываете, например слова, одно за другим, мысленно соединяя каждое из них с каким-нибудь придуманным образом.

Главным секретом мнемотехники является преобразование информации в образы. Чем ярче, крупнее, детальнее, объёмнее и разноцветнее будут эти образы, тем лучше запомнится закодированная в них информация. Образы можно соединять в картины, и чем необычнее они будут – тем лучше запомнится информация. Картины могут быть эмоциональными, динамичными, но очень важно связать их с конкретным местом.

Автор предлагает несколько методов размещения образов. Первый из них – это метод мест. По легенде этим методом пользовался Цицерон, когда каждый из запоминаемых объектов привязывался к какому-то предмету в комнате. В дальнейшем воспроизведение в памяти образа этих предметов влекло воспоминания связанных с ним запомненных мысленных картин.

Второй метод – это выделение деталей, когда какой-то большой объект вами мысленно разделяется на более мелкие, но разные детали с каждой из которых связывается запоминаемый образ.

Третий метод – это метод путешествий: известный маршрут мысленно дробится на примерно одинаковые отрезки, и каждый из запоминаемых образов связывается именно с ним. Можно тренировать воспроизведение связанных с маршрутом образов, гуляя по нему. Эти методы можно комбинировать.

Можно подключить к этому методу современные технические средства, например Яндекс.карты и презентации PowerPoint. Теперь, например, заучивая речь можно разбить её на определенные части, связав каждую из них с заготовленным маршрутом в Яндекс. картах, вставив эти изображения в соответствующие слайды PowerPoint.

Выбирая маршруты для составления мысленных карт, автор советует брать те, которые вы хорошо знаете, использовать самые значимые маршруты. Те, которые имеют разнообразные локации.

При подготовке к выступлению или докладу можно использовать следующую методику:

— шаг первый – полностью прочитать текст, вникая в содержание;

— шаг второй – прочесть текст ещё раз, выделив главные мысли;

— шаг третий – разделить каждую мысль на два-три предложения, составить один абзац, в котором тоже нужно выделить главную мысль;

— шаг четвёртый – для основной мысли подобрать слово или словосочетание, которое можно было бы её описать;

— шаг пятый – для этого слова или словосочетания подобрать конкретный образ (например, использовать вышеописанные приемы);

— шаг шестой – заполните образ и, используя этот алгоритм, проработайте весь текст.

Что касается вопроса запоминания больших числовых значений или хотя бы телефонных номеров (или пин-кодов), предлагается несколько способов. Первый – это связать образ каждой цифры с каким-нибудь предметом. Например, ноль – с бубликом. Или, может быть, ноль больше вам напоминает нимб)). Единицу – со стрелой, карандашом или любым другим образом, который вам кажется наиболее близким. Связать, таким образом, с каждым числом определённый образ. Кроме того, после такой тренировки навык переведения цифр в образы становится автоматическим, и мы с лёгкостью сможем запоминать большие числа.

Есть ещё один, как мне показалось, более сложный способ запоминание цифровых значений.  Каждой цифре сначала присваивается определённая буква. Таким образом, число превращается в аббревиатуру. А запомнить аббревиатуру можно, придумав к каждой букве определённый образ,  затем связать их в какую-нибудь яркую историю – как говорилось в начале этой статьи.

Навык запоминания крайне важен в контексте создания и развития личного бренда. Именно поэтому я смело могу рекомендовать вам к прочтению и использованию книгу Станислава Матвеева «Феноменальная память», которая, к слову, написана очень простым и доступным языком и читается на одном дыхании. Возможно, нам с вами в жизни и не потребуются все те расширенные методы, которые предлагаются в этой книге. Однако базовые принципы помогут облегчить процесс запоминания и тренировки собственной памяти. И могут быть использованы во благо продвижения персонального бренда.

Больше статей на эту тему

Создание личного бренда с нуля ПОДРОБНЕЕ
Создание личного бренда с нуля
Персональный сайт для продвижения личного бренда ПОДРОБНЕЕ
Персональный сайт для продвижения личного бренда
Синдром самозванца ПОДРОБНЕЕ
Синдром самозванца
Голос как инструмент создания личного бренда ПОДРОБНЕЕ
Голос как инструмент создания личного бренда
Персональный бренд. Выбор ниши ПОДРОБНЕЕ
Персональный бренд. Выбор ниши
Стратегия продвижения личного бренда ПОДРОБНЕЕ
Стратегия продвижения личного бренда